Россия, Амурская область, пгт Токур
Телефон:
+7 (416) 462-13-.. Показать номер
Пн-пт: 08:00—16:12
whatsapp telegram vk email

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение

image

Псевдобульбарная разновидность дизартрии появляется у ребенка по причине пареза мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, гортани, губ). Чаще патология встречается у пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). У взрослых заболевание провоцирует ишемическое повреждение мозговой ткани. Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает после родовых травм, инфекций и других причин. Внешние проявления заболевания характеризуются нарушением глотания, сосания, изменением мимики, течением слюны и другими проявлениями. Терапия болезни направлена на устранение причины пареза мимических и артикуляционных мышц, а также восстановление речевой функции.

Причины и сопутствующие заболевания

  • резус-конфликт;
  • тяжёлые роды;
  • асфиксия при рождении;
  • беременность, осложнённая токсикозом, гипоксией, недоношенностью.

Также актуальными причинами для развития псевдобульбарной дизартрии являются:

  • менингит;
  • ДЦП;
  • интоксикация организма;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • двусторонний инфаркт мозга;
  • церебральная аутосомно-доминантная артериопатия;
  • инсульт;
  • энцефалит, вследствие которого поражается головной мозг;
  • травмы головы;
  • опухоли головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • нейросифилис;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона.

Лечение дизартрии у детей

При лечении данной патологии необходим комплексный подход. Прежде всего, это сочетание логопедической коррекции с лечебной физкультурой и медикаментозными средствами. Основной задачей логопедов является коррекция нарушений, связанных с дефектами речи. Занятия проходят в специальных группах, создаваемых в специализированных дошкольных и школьных учреждениях.

image

Большое значение придается игровым методам, использованию компьютерных тренажеров и различных программ. Дополнительно псевдобульбарная дизартрия корректируется с помощью лечебной физкультуры, направленной на укрепление мышц лица. Эти занятия проводятся в сочетании с логопедическим и точечным массажем.

Возрастные особенности заболевания

Псевдобульбарная дизартрия ярко проявляется у детей разного возраста, причём, если вовремя обратиться за медицинской помощью, посредством правильной коррекции и лечебной работы высока вероятность того, что малыш будет нормально усваивать речь.

У детей при псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие симптомы и проявления:

  • проблемы с сосательным рефлексом;
  • обильное слюновыделение;
  • подтекание молока во время кормления;
  • слабый крик младенца;
  • изменение моторики лица и организма;
  • рот ребёнка находится в открытом состоянии;
  • процесс глотания изменён;
  • ребёнок совершает медленные движения губами и языком, в результате чего речь его затягивается и звучит чересчур плавно;
  • артикуляционный аппарат двигается очень слабо, мимику различить сложно, разговор тихий и неразборчивый;
  • в результате того, что мышцы быстро утомляются, у маленького пациента обильно выделяется слюна, нереальным для ребёнка есть надувание щёк, вытягивание дудочкой губ, задерживание языка в поднятом состоянии;
  • ребёнок может держать рот прикрытым при полном отсутствии мимики.

Симптоматика заболевания у взрослых схожа с детской, но имеет и свои особенности:

  • патологии речевой моторики;
  • невнятная речь;
  • нарушенное звукопроизношение;
  • замедленные движения в результате гипо-(гипер-)тонуса мышц;
  • ограниченность или невозможность совершения движений;
  • непроизвольные движения (тремор, гиперкинез);
  • артикуляционные движения не точны, что ведёт к повторению артикуляционных поз;
  • гипертонус мышц всего тела;
  • слабый и короткий выдох;
  • проблемы с координацией движений;
  • гипертонус мышц грудной клетки;
  • ёмкость лёгких понижена, в результате чего нет возможности совершать полный выдох;
  • проблемы в движении верхней лицевой части;
  • обильное слюноотделение приводит к скоплению слюны в уголках рта.

Наши специалисты

Владимир Владимирович Квасовка

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Записаться на приём

Алексей Сергеевич Смычков

Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук

Записаться на приём

Илья Андреевич Гудков

Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Записаться на приём

Валерия Владимировна Борзецовская

Врач-эндоуролог высшей категории

Записаться на приём

Стадии развития заболевания

В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:

  1. Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
  2. Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
  3. Тяжёлая стадия – анартрия. У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.

Клинические проявления

Псевдобульбарная дизартрия имеет свои специфические проявления. У ребенка нарушается речевая функция, моторика, мимика. Отмечается течение слюны, нарушение глотательной функции и сосания. Во время питья пациент захлебывается, поперхивается из-за нарушенной иннервации гортани.

Легкая степень патологии проявляется слабовыраженным нарушением артикуляционной функции. Язык и губы двигаются медленно и недостаточно точно, поэтому у пациента отмечаются несильно выраженные отклонения жевания и глотания. Поперхивание наблюдается редко. Воспроизведение речи замедлено, слова нечеткие, звуки в словах смазанные. Дети не способны четко произнести звуки «Ж», «Ш», «Р», «Ч», «Ц». Силы голоса для воспроизведения звонких звуков не хватает. Ребенок не способен нормально выговаривать мягкие звуки по причине затруднения подъема спинки языка к небу.

У ребенка с легкой степенью патологии нарушается правильность письма. В написании слов наблюдается замена звука «Т» звуком «Д», звука «Ч» звуком «Ц» и так далее. Структура слова, грамматика и лексика у таких пациентов сохранена.

У больных со средней формой заболевания отсутствует мимика. Пациент не способен надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы. Двигательная активность языка сильно ограничена. У ребенка кончик языка не поднимается к небу, не поворачивается в стороны, не фиксируется в одном положении. Дети со средней степенью патологии говорят в нос. У таких пациентов отмечается течение слюны, выраженное нарушение жевательной, глотательной функции.

При дизартрии средней тяжести воспроизведение звуков сильно нарушено. Речь невнятная, тихая, губы двигаются медленно, тяжело. Гласные воспроизводятся путем носового выдоха. Дети невнятно говорят звуки «А», «У», звуки «И» и «Ы» при произношении смешанные. Ребенок способен говорить звуки «П», «Т», «М», «Н», «К», «Х». Звуки «Ч», «Ц», «Р», «Л» затруднены и воспроизводятся на носовом выдохе с хлопающим сопровождением.

Сила выдоха незначительна. Звонкие согласные у пациентов во время речи заменяются глухими звуками. Речь больных непонятна для окружающих, поэтому они не хотят говорить. Пациенты не могут учиться в обычных школах. Таких больных направляют в специализированные школы коррекции.

Пациенты с тяжелой формой патологии отличаются практически полным повреждением артикуляционного аппарата. Лицо пациента похоже на маску, челюсть отвисает, рот всегда открыт. Язык не двигается и лежит на дне нижней челюсти. Движения губ сильно ограничены. Жевательная и глотательная функции затруднены.

Речевая функция у ребенка отсутствует. Есть только отдельные непонятные звуки. Обучение пациентов с тяжелой степенью дизартрии осуществляется в специальных учебных заведениях. При правильном подходе больные могут осваивать общеобразовательные предметы, но это требует длительной работы логопедов.

Формы болезни

В отечественной и зарубежной науке выделяются такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • спастическая;
  • паретическая;
  • смешанная;
  • стёртая.

Спастический вариант

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется следующими симптомами:

  • гиперкинезия гортани (чрезмерное напряжение дыхательных мышц);
  • тонус мягкого нёба нарушен;
  • парез языка (спастический);
  • состояние напряжённости губной мышцы.

В связи с такими особенностями речь пациента становится монотонной, артикуляционная поза удерживается с трудом.

Может наблюдаться артикуляции без единого звука. Часто в речевой мускулатуре длительное время отсутствует покой, происходят спазмы губы, появляется напряжённая улыбка. При данной форме заболевания имеют место проблемы с глотанием, сосанием.

Разобрать речь пациента сложно. Слова произносятся часто на вдохе и, таким образом, речь звучит от спазма до спазма. Голос слабый, иссякающий. Темп речи может быть и быстрый, но постоянного ритма нет.

Паретическая форма

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатуры. Характеризуется форма паретичностью мышцы языка, губ, мягкого нёба. Заметна асинхронность артикуляции и дыхания.

Часто может наблюдаться обильное слюноотделение. При произношении отдельных звуков их качество может быть сохранено, но в общем потоке слов происходит смазанность звуков. Во время разговора голос тихий, монотонный, глухой, «в нос». При произношении отдельных звуков голос может быть ярким и звонким, но быстро иссякающим.

Иные размытые формы

Смешанная форма встречается на практике чаще всего. Особенностью её есть повышение тонуса одних групп мышц, с одновременным понижением других групп. Так, например, мышцы губ могут находиться в повышенном тонусе, а язык полностью распластан.

Стертая форма характеризуется маловыраженной симптоматикой.

Признаки псевдобульбарной дизартрии

Основным признаком данной патологии является повышенный тонус мышц, участвующих в артикуляции. В таких случаях псевдобульбарная дизартрия принимает спастическую форму. Довольно редко, при ограниченном объеме возможных движений, мышечный тонус может незаметно понижаться или повышаться, захватывая отдельные группы мышц. Такое состояние отмечается как паретическая форма заболевания. Обе формы отличаются существенным ограничением активных произвольных движений, а в тяжелой форме – полным отсутствием движений артикуляционных мышц.

Несмотря на это, наблюдается сохранение автоматических рефлекторных движений, а также сохранение и усиление глоточных и небных рефлексов. При проведении обследования выявляется напряженный язык, оттянутый взад таким образом, что его закругленная спинка перекрывает вход в глотку. Он ограничен в произвольных движениях. Во многих случаях ребенок высовывает язык, однако амплитуда этого движения сильно уменьшена, становиться затруднительно удержать высунутый язык на уровне средней линии. Наблюдаются его отклонения в разные стороны, опускание к нижней губе.

Другими признаками псевдобульбарной дизартрии является нарушенная моторика бровей, глаз и всей верхней части лица. В результате, лицо теряет мимику, становится неподвижным, похожим на маску. Ребенок в целом становится неуклюжим, неспособным даже самостоятельно одеться или обуться. Ему с большим трудом даются самые простые движения.

Постановка диагноза

Для адекватной оценки состояния пациента необходим осмотр сразу у двух специалистов: невролог исследует общее состояние, а логопед изучает особенности артикуляционного аппарата.

При осмотре пациента врач использует специальный шпатель, при помощи которого прикасается к нёбу, губам, носу, подбородку, дёснам, языку, зубам. Согласно ответной реакции он может диагностировать степень, форму заболевания.

При помощи специально разработанных тестов специалист определит состояние двигательный нейронов, особенн6ости иннервации артикуляционной мускулатуры.

Врач назначает анализы крови (общий, биохимический), исследование спинномозговой жидкости. В случае если работа ведётся с ребёнком, возможен генетический анализ.

Благодаря использованию электроэнцефалографии специалист оценивает уровень проводимости структур головного мозга. Электромиография помогает определить уровень иннервации и активность мышечных волокон.

Электронейромиография используется для установления скоростных параметров прохождения импульса к ядрам нейронов, а далее – к соответствующим мышцам.

Для определения зон поражения нервных волокон и их визуализации может быть назначено МРТ.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия включают консультацию узких специалистов и педиатра, логопедическое обследование, инструментальные и лабораторные методики исследования. Ребенка направляют к узким специалистам: неврологу, травматологу, генетику, инфекционисту. Основным является осмотр невролога, который позволяет оценить неврологический статус. Лабораторные методики исследования включают анализ на наличие нейроинфекций.

Больным с дизартрией показана магнитно-резонансная томография (МРТ). Она помогает оценить состояние мозга, выявить очаги дегенерации, опухоли, гематомы, травматические повреждения, зоны ишемии. При наличии противопоказаний к МРТ проводят компьютерную томографию. Ребенку для проверки церебральной гемодинамики назначают допплерографическое ультразвуковое обследование, дуплексное сканирование.

Обследование у логопеда включает оценку состояния артикуляционного аппарата, устной и письменной речи, памяти. У больных логопед выявляет задержку речевого развития, фонетико-фонематические нарушения, общую недостаточность речевой функции. После оценки состояния логопед оформляет речевую карту, назначает коррекционные занятия.

Лечение причины нарушения и коррекция речи

Самая важная информация – это то, что псевдобульбарная дизартрия поддаётся корректировке, после определения специалистами (неврологом и логопедом) степени и формы патологии, назначается лечение.

Невролог назначает:

  • иглоукалывание (воздействуя на специфические точки, активизируются внутренние энергетические ресурсы);
  • массаж;
  • лечебную физкультуру (её основная цель – укрепление мышц лица);
  • физиопроцедуры (магнит, парафиновые аппликации, амплипульс, кварц, электрофорез);
  • медикаментозное лечение направлено на активацию работы головного мозга, улучшение проводимости импульсов нервов, нормализацию тонуса мышц, состояния нервной системы.

Логопед помогает развивать:

  • мелкую моторику, которая крайне важна для развития речи, производит исправление недостатков благодаря выполнению ряда упражнений на развитие точности, ловкости, синхронности движений;
  • работает с речевым аппаратом: в ход занятия включаются упражнения, нормализующие тонус артикуляционных мышц, отрабатывается правильная фонация, вырабатывается артикуляционный уклад звуков. Благодаря этому уменьшается степень двигательных дефектов речевого аппарата;
  • занимается упражнениями над дыханием;
  • развивает навыки коммуникации: специалист помогает формировать грамматические навыки, развивает речь и помогает усваивать употребление слов в речи.

В лечении патологии немаловажную роль играет также лечение сопутствующих заболеваний (ДЦП, опухоли, менингит, инсульт и т.д.), а также поддержка со стороны родных и близких.

Все члены семьи должны быть посвящены в проблематику заболевания и знать методы лечения и программу, расписанную логопедом и неврологом. Это поможет им поддерживать пациента и не контролировать предложенный вариант лечения для достижения быстрого и качественного результата.

Лечение псевдобульбарной дизартрии может быть вполне эффективным:

Лечебные мероприятия

Лечение псевдобульбарной разновидности дизартрии направлено на устранение причин заболевания, а также восстановление речевой функции. Пациента в зависимости от причин возникновения болезни может лечить невролог, нейрохирург, реабилитолог, логопед, психолог, специалист лечебной физкультуры, массажист. Для устранения причины патологии возможно проведение хирургического лечения (удаление опухолей и гематом), антибактериальной и противовирусной терапии.

После устранения причины дизартрии назначается логопедическое лечение. Логопед проводит массаж мимических мышц, осуществляет постановку неправильно произносимых звуков. Специалист пытается увеличить эмоциональность мимики, учит ребенка плавным мимическим движениям.

Одновременно с коррекционными занятиями ребенку назначают лечебную физкультуру, массажные процедуры, рефлексотерапию, лечение при помощи тренажеров на компьютере. Активно проводят психологические беседы и тренинги. В восстановительный период детям показан прием ноотропных средств, нейропротекторов, витаминных комплексов.

Лечение нужно начинать как можно раньше. Шансы на излечение выше при своевременном обращении к доктору.

Профилактические мероприятия

Для избегания развития заболевания во время беременности и родов, следует отказаться от вредных привычек, избегать заражения инфекционными заболеваниями и регулярно ходить на консультации врача-гинеколога, у которого женщина стоит на учёте.

Причины возникновения псевдобульбарной дизартрии

Характерной чертой этого заболевания считаются центральные спастические параличи мышц, из которых состоит речевой аппарат. Одновременно, во многих случаях отмечаются другие виды нарушений мышечного тонуса, и целый ряд прочих двигательных расстройств.

Детский церебральный паралич, особенно в раннем возрасте появляется в результате воспалительных процессов в головном мозге. Нередко причиной заболевания становятся различные травматические повреждения, в том числе и родовые травмы. Псевдобульбарная дизартрия развивается на фоне двустороннего поражения, охватывающего двигательные корково-ядерные пути, расположенные между корой головного мозга и черепными нервами ствола головного мозга.

Таким образом, дизартрия представляет собой неврологическую патологию, связанную с нарушениями структуры нервных тканей. В левом полушарии располагаются зоны Брока и Вернике, обеспечивающие понимание и воспроизведение речи. Обе эти области соединены между собой коллатералями и являются единой системой. Здесь вполне возможна локализация опухолей и других патологических образований, способных стать толчком к появлению дизартрии.

Данная патология очень часто бывает врожденной. Неправильная артикуляция возникает в тех случаях, когда нарушается внутриутробная закладка и развитие органов. В большей степени страдает головной мозг. В качестве первопричины нередко рассматривается резус-конфликт между матерью и плодом, фетоплацентарная недостаточность, а также различные осложнения во время беременности и родов.

Симптомы

При псевдобульбарной дизартрии у человека будут наблюдаться характерные признаки патологии. Нельзя однозначно сказать, с какими проявлениями придётся столкнуться. Всё зависит от того, насколько тяжёлая форма болезни у человека. Можно рассмотреть примерный перечень симптомов, при возникновении которых необходимо будет незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Признаки псевдобульбарной дизартрии:

  • Человек начинает гнусавить, то есть, он произносит звуки «в нос».
  • Наблюдается напряжение языка, его тяжело поворачивать в ротовой полости. При этом мышечная атрофия данного органа отсутствует.
  • Темп речи становится аномально медленным, произношение слов тихое и неотчётливое. Пациент разговаривает так, будто он пытается выдавить из себя слова.
  • Разговор монотонный, связано это с общей малоподвижностью гортанных мышц. Человек не имеет возможности изменять высоту тона, за счёт чего речь могла бы быть эмоциональной.
  • Для того чтобы полностью закрыть рот, необходимо приложить усилия. Из-за этого можно наблюдать повышенное слюноотделение.
  • Могут присутствовать неожиданные проявления аффектного поведения. Например, человек начинает резко смеяться или плакать.
  • Понижается или полностью пропадает возможность управлять мимическими мышцами в области лица. Допустим, улыбка может выглядеть как оскал.
  • Наблюдаются спазмы в голосовых связках. Это явление называется дисфонией.
  • Значительно повышаются глоточные и нижнечелюстные рефлексы.

При этом врачи выделяют несколько стадий заболевания, от которых зависит тяжесть патологии. При классификации болезнь делится на 3 основные формы: спастическую, паретическую и смешанную. При этом важно определить, на какой стадии находится патология. От этого будет зависеть дальнейшая схема лечения.

Степенипсевдобульбарной дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, при этом артикуляционные движения значительно замедлены. Они не отличаются точностью. Речь смазывается, при этом она остаётся понятной для окружающих людей. Естественная мимика лица у человека сохраняется.
  • Среднетяжёлая. У человека присутствует значительный дефект произношения слов, части речи нечленораздельны и непонятны для окружающих. Пациент может общаться в основном с близкими людьми. Только они могут понимать, что хочет сказать человек. Присутствует повышенное слюноотделение, проблемы с мимикой, нарушение жевательного и глотательного рефлекса.
  • Тяжёлая. Имеется полная анартрия. Человек не может разговаривать, его слова не понимают даже члены семьи. Лицо становится похожим на маску, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть висит. У пациента начинает вытекать слюна, при этом язык неподвижно лежит в ротовой полости. Значительно ухудшены глотательные и жевательные рефлексы.

При диагностике врач обязательно определит форму и степень псевдобульбарной дизартрии. После этого можно будет определить конкретную схему лечения, которая поможет восстановить речь. Чем раньше начать терапию, тем больше вероятность улучшить самочувствие. Не стоит ждать, пока состояние здоровья значительно ухудшится, потому как важно максимально рано обратиться к доктору.

Дизартрия – классификация

Разобравшись с определением «дизартрия», что это такое, назовем основные формы патологии. Симптоматика нарушения разнообразна, поэтому при диагностике патологии врачи выделяют несколько типов нарушения. Для каждого характерны свои признаки, которые анализируются при дифференциальной диагностике болезни. В целом при дизартрии происходит полное расслабление артикуляционного аппарата. Даже когда у пациента мышцы напряжены, не всегда получается внятно разговаривать.

Смазанная, малопонятная речь является одним из первых признаков патологии, являющихся показанием для полного обследования. В зависимости от клинической картины, симптоматики, выраженности и типа нарушения выделяют следующие формы дизартрии:

  • псевдобульбарная дизартрия;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • корковая дизартрия;
  • мозжечковая дизартрия.

Псевдобульбарная дизартрия

Данное нарушение речи связано с очаговым поражением ядер черепно-мозговых нервов. Может поражаться изолированно одна или несколько пар нервов, преимущественно в продолговатом мозге. В результате таких изменений происходит нарушение иннервации органов артикуляции, что приводит к развитию патологии. Псевдобульбарная дизартрия при инсульте возникает в 85 % случаев.

Патология проявляется затруднением, замедлением речи. Развивается нечленораздельное произношение, наблюдается обрывочность высказываний. Этому способствует снижение тонуса мимических мышц, артикуляционной мускулатуры. Нередко отмечается изменение голоса до неузнаваемости. Заболевание постепенно прогрессирует, поэтому требует врачебного вмешательства.

Бульбарная дизартрия

Современная классификация дизартрии насчитывает множество форм патологии, среди которых и бульбарная дизартрия. Основным отличием этой формы патологии от рассмотренной выше является парез мышц артикуляционного аппарата. Это отражается на внятности и качестве речи пациента. Голос при данного типа патологии утрачивает звонкость, становится глухим.

В результате произносимая пациентом речь становится монотонной. Гласные и звонкие согласные приобретают гнусавый оттенок, в речи начинают преобладать глухие звуки. Пациенты с данной патологией не могут быстро говорить: слова зачастую произносятся практически по слогам, речь замедлена и тяжела. Это сильно утомляет пациента. Нарушается и общая моторика из-за не целостности восприятия.

Подкорковая дизартрия

Данная дизартрия (что это такое – описано выше) спровоцирована поражением коры головного мозга. Характерной особенностью заболевания является гиперкинез. Проявляется он преимущественно в момент речи, иногда в состоянии покоя. Непроизвольные движения имеют непостоянство, возникают спонтанно. Эти виды нарушений речи в некоторых случаях могут сопровождаться непроизвольными выкрикиваниями отдельных звуков.

Корковая дизартрия

Дизартрия, виды которой указаны выше, может быть следствием нарушений в коре головного мозга. При этой форме патологии у пациента отмечается отсутствие четкой артикуляции речи. В большей степени страдают губные звуки. Нередко пациенты с корковой формой патологии заменяя одни звуки другими. Попытки контролировать свою речь в таком случае приводят к постоянному повторению одного слова, развитию заикания. Особенно сложно пациенту даются звуки «с», «ж» и «з».

Мозжечковая дизартрия

Данное нарушение речи, дизартрия мозжечкового типа, отличается от других форм поражением мышц языка. Пациент испытывает трудности при попытках осуществить движение языком. Если попросить больного показать язык, то, присмотревшись, можно обнаружить тремор его кончика. Мозжечковая дизартрия (что это такое – рассмотрено в статье) диагностируется на ранних стадиях.

При проведении врачебного осмотра обнаруживается провисание мягкого нёба, появляется назализация произносимых звуков – пациент говорит в нос. Речь и мимика становятся вялыми, невыразительными. Складывается впечатление, что этот человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Терапия

Псевдобульбарная дизартрия лечится комплексными методами. В первую очередь необходимо будет устранить первопричину заболевания. Если имеются нейроинфекции, нужно будет провести антибактериальную и противовирусную терапию. При инсульте нужно позаботиться об улучшении кровообращения и о предотвращении повторного возникновения тромбов.

Пациенту с псевдобульбарной дизартрией понадобится ходить на логопедические занятия. При помощи специального массажа удастся устранить гипертонус мышц. Понадобится артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Важно сделать речь плавной и эмоционально выразительной. При лёгких формах патологии удастся полностью восстановить речевую функцию.

Восстановительная терапия нужна в качестве реабилитации. Человеку рекомендована лечебная физкультура, массаж, компьютерные тренажёры, психологическое консультирование. Врач пропишет человеку препараты для улучшения состояния. Понадобится применять ноотропные средства, витамины группы B, а также нейропротекторы. При регулярном применении лекарственных средств удаётся добиться положительного результата.

Прогноз напрямую зависит от того, по какой причине появилось расстройство речевой функции. При ранней и правильной терапии удаётся полностью устранить имеющийся дефект. Неблагоприятный прогноз можно сделать при прогрессирующих дегенеративных болезнях центральной нервной системы. Людям важно предупреждать возникновение патологий, из-за которых прогрессирует псевдобульбарная дизартрия. В этом случае меньше вероятность столкнуться с нарушением речи.

Можно ли полностью вылечить дизартрию?

Пациентов часто интересует вопрос: можно ли вылечить дизартрию? Первоначальной задачей специалистов является точное установление типа заболевания. Если нарушение связано с поражением речедвигательного анализатора, лечение проводят с использованием медикаментозных средств. Хорошо поддаются лечению псевдобульбарная и мозжечковая формы патологии. Эффективность проводимой терапии частично зависит от времени ее начала и возраста пациента.

Логопедический массаж при дизартрии

Массаж при дизартрии помогает повысить мышечный тонус органов звукообразования. В лечении заболевания чаще используют активизирующий и расслабляющий массаж. Активизирующий используют при вялости артикуляционный структур (парезы, вялые параличи), бульбарной форме патологии. Расслабляющий массаж используют при повышенном мышечном тонусе (спастические параличи), псевдобульбарной дизартрии. Среди используемых приемов:

  1. Разминание скуловых областей – большим и указательным пальцами разминают лицо от нижней челюсти к уху, от скуловой области к нижнему веку.
  2. Вибрация лица – располагают пальцы рук между скуловой костью и нижней челюстью и выполняют мягкие вибрационные движения.
  3. Разглаживание мышц под глазами – от спинки носа к основанию, далее – к скуловым костям, нижним векам и вискам.

Дизартрия – артикуляционная гимнастика

Коррекция дизартрии может осуществляться с помощью артикуляционной гимнастики. Разновидностей упражнений для улучшения артикуляции существует множество. Вот некоторые из них:

  1. Язык высовывают вперед и пытаются свернуть трубочкой.
  2. Кончиком языка пытаются провести по верхней границе губы, затем по нижней.
  3. Высунув язык, стараются достать до кончика носа, затем до подбородка.
  4. Широко улыбнуться, чтобы открылось больше зубов.

Что такое дизартрия?

Дизартрия – это один из видов нарушения речи, сопровождающийся расстройством артикуляции, речевого дыхания, фонации, изменением интонационной окраски. В результате таких изменений речь человека теряет свою членораздельность и внятность. Данная речевая патология чаще встречается у детей, однако имеет место и у взрослых.

В большинстве случаев патология связана с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора, нарушением иннервации мышц, входящих в артикуляционный аппарат. Дефект речи при дизартрии включает в себя нарушение речевой моторики, звукопроизношения, голоса. В тяжелых и запущенных случаях патологии со временем может развиться анартрия – потеря речи.

Симптомы бульбарной дизартрии

Симптомы, которые наблюдаются при дизартрии, объединяют в следующие группы:

  1. Дизартрии отличаются от периферических нарушений речи резко выраженной их спастической формой и отсутствием признаков мышечной дегенерации. Классический пример пирамидной дизартрии – псевдобульбарный паралич. Атонические параличи, которые возникают при повреждении ядер двигательных нервов в продолговатом мозгу, отличаются от периферических параличей наличием ряда других бульбарных симптомов;
  2. Пациенты не могут выполнять артикуляционных движений губами. Ограничены движения языка, мягкое небо натягивается очень слабо, в гортани отмечается нарушение функции голосовых связок – они полностью не контактируют и не закрывают голосовой щели;
  3. Во время образования речи появляются координационные расстройства, в то время как изолированные движения вполне нормальные. Нарушаются движения языка с определённой целью;
  4. По причине повреждения центрального отдела речевого аппарата в его высоких сферах появляются дизартрические расстройства, которые касаются мелодики слова, расстановки ритмического и динамического ударений. При акустическом анализе логопеды обнаруживают изменения в спектре отдельных звуков. Речь становится нечёткой, смазанной, отмечается вялость дыхательных и артикуляционных мышц. Это выявляют при рентгеноскопическом исследовании во время разговорной речи и фонации.

У пациентов, страдающих дизартрией, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Больные неправильно ставят ударения. Из-за недостаточности функции замыкающего глоточного кольца появляется открытая гнусавость. Чрезмерное же сокращение мышц этого кольца сопровождается закрытой гнусавостью. Смазана артикуляция речи, в редких случаях она становится взрывной. Появляется хрипота, а иногда и паретическая афония (потеря звучности голоса при сохранении возможности говорить шёпотом). Иногда вследствие слишком сильного сближения и сдавливания голосовых связок у пациентов развивается спастическая афония.

Дизартрия – лечение

Лечение дизартрии у взрослых проводит логопед-афазиолог. Первоначально проводят качественную квалификацию дизартрии, выделяя ее клиническую форму. Особенностью заболевания у взрослых является отсутствие нарушений письма и чтения (как у детей): расстройства затрагивают только звукопроизношение. Учитывая эту особенность, целью проводимых терапевтических и реабилитационных мероприятий является возвращение пациента к прежнему состоянию.

Методика восстановления речи разрабатывается индивидуально. Курс лечения предлагает комплексный подход с использованием медикаментозных и физиотерапевтических средств. Нередко с пациентами проводится специальная педагогическая работа, направленная на коррекцию звукопроизношения. Некоторые нуждаются в получении психологической помощи. В большинстве случаев лечение включает:

  • массаж органов артикуляции;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков;
  • нормализацию речевого дыхания;
  • работу над выразительностью речи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее